Компания, производящая и ремонтирующая оборудование, с объемом выручки более 4 млрд руб. в год.
Предпосылки для данной работы описаны ранее в кейсе о том, как мы установили проблемных контрагентов, предложили меры по снижению рисков взаимодействия с ними и помогли клиенту сэкономить время и деньги. Мы коротко введем вас в курс дела:
В крупной компании, занимающейся производством и ремонтом оборудования, существовала процедура проверки контрагентов, в рамках которой сотрудники различных подразделений проверяли контрагента каждый в меру своей компетенции (бухгалтеры проверяли финансовую отчетность, юристы – текст договора, менеджеры по закупкам – информацию из открытых источников, служба безопасности – информацию из ЕГРЮЛ и СПАРК).
Руководство было уверенно, что у компании всё в порядке, пока к ним не пришла налоговая проверка. В ходе проверки часть контрагентов показалось проверяющим сомнительными, и по таким они запросили подробные разъяснения. Выяснилось, что сотрудники были невнимательны при проверке, в итоге компания не смогла подтвердить проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов и ей доначислили налоги к доплате в несколько миллионов рублей.
Кроме того, в компании был установлен факт мошенничества сотрудников – нарушение коммерческой тайны и продажа продукции покупателю по заниженной стоимости. В результате компания отгрузила значительный объем товаров, оплату получила лишь частично в объеме, не покрывающем ее себестоимость.
Руководитель компании Тони Старк обратился к нам за помощью – он хотел, чтобы независимые эксперты:
Для выполнения первой задачи мы использовали наш сервис проверки контрагентов ТСМ – провели экспресс-анализ всех контрагентов, по его итогам отобрали высокорискованных контрагентов, по ним провели расширенную проверку. В результате Тони Старк разработал стратегию по дальнейшему взаимодействию с контрагентами для снижения рисков. Подробнее описание работы нашего сервиса проверки контрагентов ТСМ читайте здесь.
В результате проведенного нами исследования контрагентов компании Тони Старка, стало понятно, что имеющиеся в компании процедуры, сопровождающие закупку товаров, работ, услуг либо не формализованы, либо содержат в себе противоречия, возможности для неоднозначного толкования, уклонения сотрудников от исполнения своих обязанностей.
Нашей задачей было провести анализ реальных бизнес-процессов компании, сопоставить их с внутренней нормативной документацией и помочь Тони Старку исправить выявленные недостатки.
Для выполнения задачи мы провели опросы задействованных в процедурах закупки сотрудников различных подразделений: менеджеров, бухгалтеров, экономистов, сотрудников службы безопасности. Построили схемы бизнес-процессов на основании полученных сведений, обозначили распределение обязанностей между сотрудниками различных подразделений, их зоны ответственности.
Данные схемы мы проанализировали на предмет наличия в них возможных операционных, налоговых, кредитных рисков, а также рисков мошенничества. На основе нашего опыта мы сразу отметили проблемные зоны.
Затем мы провели анализ всех внутренних нормативных документов (далее – ВНД) компании, связанных с организацией процедуры закупок, а также должностных инструкций всех задействованных в этих процедурах лиц. По результатам анализа мы также составили схемы бизнес-процессов и зон ответственности, но именно так, как они отражены в ВНД.
В результате сопоставления составленных нами по результатам опросов и изучения ВНД схем, мы смогли оценить, насколько реальные процессы отличаются от формализованных в документах, а также какие элементы не учтены ни в тех, ни в других. Например:
В итоге мы разработали и представили Тони Старку рекомендации по корректировке ВНД и бизнес-процессов в соответствии с выявленными нами проблемами, а затем помогли с их внедрением.
Кроме того, для упрощения и автоматизации текущей проверки контрагентов в будущем мы предложили Тони Старку использовать разработанный нами сервис – Transaction Counterparty Monitor (TCM). Его применение позволило исключить из процедур бухгалтерию и снизить трудозатраты для менеджеров, службы безопасности. В результате проверка стала более глубокой и комплексной, но не пришлось для этого тратить время на повышение квалификации имеющихся сотрудников или увеличивать численность службы безопасности.
1. Снижены риски мошенничества, налоговые и кредитные риски за счет:
— более качественной проверки контрагентов,
— приведения ВНД в соответствие реальным бизнес-процессам,
— закрытия лазеек, позволявших сотрудникам принимать единоличные решения по существенным вопросам или пропускать отдельные процедуры.
2. Упростили внутренние процедуры, за счет чего снизилась нагрузка на сотрудников.
3. За счет использования наших систем проверки контрагентов ускорили внедрение изменений и сэкономили средства клиента на наборе дополнительного персонала и обучении имеющихся сотрудников.